Урок № 5. Деньги: что это такое

Давайте подумаем о ответим на вопрос: "А что такое вообще – деньги?"
И многие из вас ответят: "Деньги – это такие бумажки и монеты, которыми можно платить в магазине!"
Но оказалось, что это лишь малая часть того, что называется деньгами и ради чего деньги нужны людям.
Деньги – великое изобретение людей. Если бы люди не придумали деньги, ещё неизвестно, как бы мы сегодня жили. Дело в том, что жизнь людей невозможна без обмена товарами или услугами. Каждый меняет то, что умеет делать сам, на то, что ему нужно, но что умеют делать другие.
    Однако выменять напрямую всё, что человеку нужно, очень сложно. Для этого надо найти желающего отдать нужный тебе товар за то, что ты изготовил сам. В старину подобный обмен в России называли «взаимство»: само слово указывало на необходимость найти человека, который был взаимно с тобой заинтересован именно в том, что ты ему мог предложить.
    Меняться на основе прямого взаимства – дело долгое и трудное. Совсем непросто выстроить такую цепочку участников обмена, чтобы обмен «сошёлся» и каждый получил желаемое в обмен на своё. Но в конце концов люди придумали, как облегчить и ускорить обмен: они стали использовать товары-посредники, так называемые товарные деньги. Поначалу в их роли выступали предметы, которые всеми высоко ценились и за получение которых люди были готовы расплатиться любыми другими товарами или услугами. А поскольку вкусы и обычаи у разных народов различны, то разнообразны были и товарные деньги.

   С появлением даже самых примитивных товарных денег обмен резко упростился – теперь для получения того или иного блага уже не требовался прямой или многоходовый обмен вещами. Достаточно было найти желающего приобрести то, что ты хотел обменять (твоё благо) за определённое количество товарных денег. А затем, получив такую плату, можно было без труда приобрести блага, нужные уже тебе.
   После товарных денег люди при обмене перешли к использованию золотых и серебряных монет и слитков. Это было удобно: золото и серебро трудно добыть, поэтому даже небольшая монета имела высокую ценность и на неё можно было купить много нужных человеку товаров. Металлы эти очень красивые, не ржавеют, недаром из них делают украшения. 
   Однако возить с собой крупные суммы в золотых и серебряных монетах было тяжело и опасно – на дорогах хозяйничали разбойники, а на морях – пираты. И потому в конце концов люди отказались от золотых и серебряных монет и стали использовать в качестве денег специальные бумажные листки, изготовленные таким образом, что их трудно было точно скопировать. Так появились удобные
символические деньги. 
  Символ – это условный знак, то есть сообщение, которое человек может понять. Современные бумажные деньги и монеты – точно такие же символы. Ведь бумажка в 1000 рублей сама по себе никакой ценности не представляет, да и напечатать её стоит совсем недорого. Но для каждого жителя России она служит символом того, что на неё можно купить товаров или услуг на 1000 рублей. А поскольку этот символ одинаково хорошо понимают все люди в России,
то эта бумажка прекрасно работает как деньги, которыми все спокойно друг с другом расплачиваются. И получается, что эта бумажка – денежный символ – работает ничуть не хуже, чем могла бы работать золотая монетка, по стоимости равная тоже 1000 рублей. Но такую монетку никто чеканить не будет – её заменяет денежная купюра в 1000 рублей.
  Деньги стали своего рода «общим знаменателем» для сложных операций обмена. И все проблемы получения нужных благ свелись к одной: Как  заработать деньги, чтобы купить то, что нужно?
   Вот почему человеку надо постоянно заботиться о том, чтобы иметь деньги на жизнь. Беда только в том, что научиться зарабатывать достаточно много для хорошей жизни очень трудно. А ещё труднее,  не дать деньгам просочиться сквозь пальцы.
     И все вокруг готовы тебе что-то предложить в обмен на твои деньги – нужное тебе и ненужное. И глазом моргнуть не успеешь, как в кошельке уже нет ничего. Так что если ты не научишься деньгами распоряжаться с умом, то уходить сквозь пальцы они будут моментально. И будешь потом всю жизнь жаловаться, что ни на что толком денег не хватает! 




Задание № 1. Укажите правильную последовательность. Впишите в таблицу цифры под названиями видов денег в порядке их появления.


Задание № 2.
Зайдите на сайт Центрального банка Российской Федерации (http://www.cbr.ru): Главная страница → Банкноты и монеты → Видеоматериалы → Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот. Посмотрите фильм о том, что делать, если банкнота повреждена. 
Ответьте на вопросы.
1. Какие повреждения делают банкноту неплатёжеспособной?
2. Что надо делать с повреждённой банкнотой?

Задание № 3.
Чтобы узнать больше о том, какие деньги использовались в разные исторические эпохи, зайдите на сайт Музея Банка России (www.cbr.ru/museum) и познакомьтесь с его содержанием. Зайдите также в виртуальный музей денег России (www.russian-money.ru) и проследите, как менялись деньги с древних времён до наших дней.


Комментариев нет:

Отправить комментарий